воскресенье, 29 января 2012 г.

Медный конь \ Horse

Пусть простит меня г-н Колобаев за то, что я попрактиковалась на его лошади.
                 

четверг, 26 января 2012 г.

Известный художник-анималист прошлого века. Сюй Бэйхун - Xu Beihong

Сюй Бэйхун (1895 - 1953), китайский живописец и график, один из первых китайских художников XX века, который объединил национальные художественные традиции с достижениями европейской живописи.
Древние говорили: «Прежде чем взяться за кисть, нужно пройти пешком десять тысяч ли и проче6сть десять тысяч книг». В этой пословице мудрость китайской старины. Действительно, чтобы стать художником, надо пройти сотни дорог, изучая жизнь, надо переворошить сотни книг, изучая культуру народа. Великий художник Китая, изучая великое наследие прошлого, впитывал опыт поколений, поднимаясь выше добросовестного подражателя, стремясь достичь большой цели – стать достойным продолжателем хороших традиций. Долгое время Сюй Бэйхун учился в Париже. Важной задачей в программе обучения у Сюй Бэйхуна было ознакомление с коллекциями музеев, освоение и постижение тайн великих мастеров прошлого.
В своих работах Сюй Бэйхун развивал установившиеся художественные традиции и использовал их для выражения новых замыслов. Излюбленными мотивами были орлы, петухи, гуси у пруда, сороки, воробьи. Сюй Бэйхун создавал произведения о поразительной в своей простоте и красоте живой природе. Крупно, сочно писал художник тушью и водяными красками траву, длинные стебли камыша и осоки, оперение птиц. Творчеству Сюй Бэйхуна присущ китайский символизм. Художник обращается к образу петуха, издавна наделенному китайцами емким символом – смыслом восстания, пожара, что помогает Сюю воплощать темы гражданственной, социальной, патриотической значимости.
В связи с потребностью совершенствовать свое мастерство, умение молниеносно схватывать и запечатлевать разнообразные движения и состояния натуры, оттачивать наблюдательность Сюй Бэйхун работал много раз над одним и тем же мотивом (например, кошки). Он воспроизводил по памяти, а отнюдь не с натуры все движения и позы животного. Сюй Бэйхун создал целую серию работ, рассказывающих о различных состояниях этого мягкого, хитрого, хищного домашнего зверька («Кошка, охотящаяся за белкой», «Кошка потягивается», «Полуденный отдых»).
Вновь и вновь прибегает художник к знаку-аллегории, иносказанию, и потому «Сорока», «Орлы», «Летящий коршун», «Воробьи в бамбуке», «Кошка на скале» - все вместе и каждое произведение в отдельности несут емкую смысловую нагрузку: это как бы поэма о радости и нежности, о трепетной любви и ее хрупкости, об охране этой любви. Это и легкий юмор, снисходительная усмешка по поводу гомона птичьего «базара».
Графические приемы соседствуют с живописными, когда художник применяет размывку туши, сочетая черные и серые пятна с белыми местами бумаги.
Тема коня из века в век  всегда волновала художников, поэтов. Умное, красивое, сильное животное опоэтизировано и в наскальной пещерной живописи, и в пластике, и в поэзии. Вот как писал о коне Ксенофонт: «Взорам нашим предстанет живая, полная движения картина: отрывистый, сухой удар копыта о землю, ржание веселое коней, храп вздернутых ноздрей и умный взгляд красивой головы пленяет душу тем чудным впечатлением, которое тому понятно, кто испытал всю силу этих чар».
Идейно-смысловую нагрузку, героический гуманизм воплощает художник в произведениях, посвященных диким скакунам. Первый его живописный свиток «Лошадь» был потребностью выразить свою непокорность и непримиримость с действительностью. Сюй Бэйхун от этюдов с натуры приходит к произведениям, созданным по памяти, с очень анатомически точно переданным строением животного, с глубоким знанием привычек, повадок, движений лошадей. В противопоставлении коней – спокойно стоящих и мчащихся, то поднявших, то опустивших голову – находит выражение необыкновенно зоркая наблюдательность и цепкая память художника. В свитках воспевается сила коней, трепетность природы, гармония, разлитая вокруг, красота мира, дух мятежности.
На красиво изогнутых шеях изящные головы, неутомимость в беге конной лавы, тонколодыжные, сильные, стройные ноги, развевающиеся в воздухе под упругим ветром их гривы и хвосты, трепетные ноздри горячих, как бы дымящихся скакунов – вот предмет любви Сюй Бэйхуна.
В 1983 году была опубликована поэма Ли Гэна о виртуозном мастерстве Сюй Бэйхуна, о том, какие потрясающие по силе воздействия художественные образы рождаются из-под его кисти.
Песнь о Сюй Бэйхуне, рисующем коня.
…Никто предела кисти не достиг,
Хотя и много создано картин.
А в наше время теме дал размах
Из всех иных лишь Сюй Бэйхун один.
Коню Бэйхуна в мире равных нет, -
Метаморфозой отразившись в нас,
Всеобщее вниманье он привлек,
До основанья все сердца потряс.
Наносное художник смыл с коня,
Ввысь устремил и голову, и хвост, -
И взмыл туда священный этот конь,
Где вечно блещут мириады звезд!
В порывах ветра гнутся стебли трав,
И оглушает громовой раскат,
Но легок тучам, молниям вослед
Коня галоп, не знающий преград!
Коню Бэйхуна мал простор степей,
Ему как будто тесен белый свет,
Он пустоши, пустыни обскакал,
Но нет конца, покоя нет!..



Использованная литература:
Т.А. Пострелова «Творчество Сюй Бэйхуна и китайская художественная культура ХХ в.» Москва 1987г.

пятница, 20 января 2012 г.

Осторожно, пума! \ Beware of the cougar!

Эту картину можно купить!
For sale!

Бонни Маррис: С ЛЮБОВЬЮ К ДИКОЙ ПРИРОДЕ! Bonnie Marris with love to wildlife.

(мой перевод статьи Марка Муссари)
«Ни одно домашнее животное не может быть таким же спокойным, как дикое существо», пишет датский автор Isak Dinesen в «Из Африки». В доказательство этого могучего, впечатляющего покоя достаточно взглянуть на картины художницы Бонни Маррис из Мичигана. Мало сказать, что Маррис просто знает животных. Она живет ими, дышит ими и более всего другого любит их.
Маррис родилась и выросла в Grand Rapids, Мичиган. Ее отец, тренер по бейсболу и баскетболу, «любил две вещи», вспоминает она, «спорт и животных». Ее мать, которая по происхождению была частично из коренных американцев, «очень тонко чувствовала природу». Оба родителя прививали дочери любовь к животному миру, давая приют сразу 20 собакам, двум волкам и койоту. «Мы жили рядом с животными все время. Они были моими друзьями».
«Когда мне исполнилось 7, каждое воскресенье отец брал меня с собой на работу в конюшни». Для начинающего художника дикой природы все годилось для работы. Частые посещения зоопарка укрепляли ее привязанность к животным. После Маррис возвращалась в свою комнату с альбомом для эскизов. «Я проводила ночи за рисованием животных, как бы возрождая их», говорила она. Она приняла решение узнать как можно больше о животных и применить это в творчестве. «Эта жизненная сила вела меня», утверждает художница.
Затем произошло нечто забавное. Маррис получила степень по зоологии от штата Мичиган, но «меня исключили из курса рисования», признается она. Вероятно, ее преподаватели по искусству противились ее тенденции к реализму. Подобный поворот событий мог разрушить все стремления молодой художницы. Но профессор зоологии представил впечатлительную студентку колледжа Джорджу Шаллеру, защитнику природы, автору «Год гориллы», известному фотографу снежных барсов. Это знакомство возродило ее надежду посвятить себя искусству живой природы.
В жизни художницы было много встреч с людьми, которых впоследствии она считала своими учителями. Впервые увидев картины британского художника – анималиста Дэвида Шеперда, Маррис была потрясена. «Он заставил слона дышать. Можно было почувствовать пыль рядом с ним. Когда смотришь на его работу, кажется, что ты стоишь перед животным».  Чтобы увидеть оригиналы Шеперда, Маррис с матерью отправились на запад, в Техас и Неваду, где художница имела возможность изучить каждую его картину.
Главным поворотным событием, оказавшим влияние на ее творческое развитие, Бонни Маррис считает знакомство с художником Dan Mieduch. «За 10 минут Дэн ответил на все художественные вопросы, которые волновали меня. Я почувствовала себя пещерным художником, которому неожиданно дали в руки кисть и камеру».
Сегодня у Бонни Маррис две студии в Мичигане, где она работает с мужем, художником – пейзажистом. Рядом с ними их любимцы, собаки и четыре лошади. Сколько человеку нужно для счастья? Свидание с дикой природой и запах масляных красок, - это много или мало? Кто знает

среда, 18 января 2012 г.

Bonnie Marris, wildlife artist

Этой статьей я начинаю рубрику "Художники - анималисты, достойные восхищения".

Бонни Марис (1951)



С самого детства Бонни Марис изучает повадки животных и отображает их на полотне. Она вспоминает о своем доме в детстве, как о приюте для любого существа, попавшего в беду. «В одно время у нас жили два волка и трехмесячный койот,» вспоминает она с улыбкой. Животные стали неотъемлемой частью ее жизни и творчества. Художница хочет, чтобы зрители увидели в каждом нарисованном ею животном уникальность его души. «Ведь мы знаем, что у наших собак и кошек есть особенность в характере и поведении. То же самое справедливо и к медведям, волкам и лошадям, - ко всем созданиям природы. Однажды на Аляске одна волчица отделилась от стаи и приблизилась к моему лагерю. В 30 ярдах она улеглась и стала игриво вилять хвостом, глядя на меня. В другой раз койот провел возле меня все утро, пока я наблюдала за гризли. Более того, он шел за мной днем и расположился на соседнем холме, интересуясь моими действиями в ожидании других медведей. Как-то один дикий скунс в благодарность за свое спасение позволил мне почистить его от засохшей грязи. А другой скунс, как мне казалось тогда ручной, напал на меня во время прогулки по лесу». Всю ценность таких встреч с дикой природой Бонни Марис передает в своих произведениях.
Художница любит побыть наедине и много времени проводит в лесу и поле с лошадью или собакой. Для того чтобы сделать много зарисовок и фотографий, она старается хоть раз в году отправиться в далекое путешествие. По словам Марис, это захватывающее занятие наблюдать белых медведей у залива Гудзона или рыбалку гризли на Аляске, или поединок лосей. Чтобы почувствовать животное, следует оказаться в среде его обитания, испытать на себе силы природы, создавшей его. Увидеть силу медведя, ломающего дерево, и через несколько минут нежно собирающего черными губами землянику, - это значит познать великое разнообразие природы. И в то же время ей не терпится вернуться в свою студию, чтобы запечатлеть это зрелище на полотне. Находясь в студии, художница снова ждет свидания с дикой природой.
Страсть Бонни Марис к животным и их изображению успешно соединились в искусстве. Если глядя на ее картины, зритель проникнется этой страстью, она считает, что цель ее творчества достигнута.
Безукоризненное знание природы, понимание анатомии животных и большой опыт помогают ей создавать неповторимые произведения искусства. Бонни Марис сознается, что нет секрета в том, что необходимо для создания шедевра. «В том, что ты рисуешь, должна быть страсть сродни одержимости. Если художник использует в работе только техническое мастерство и знание, картина остается безжизненной».

Оригинальный текст статьи на англ. языке взят с сайта.
Здесь же Вы можете посмотреть работы Бонни Марис.

понедельник, 9 января 2012 г.

понедельник, 2 января 2012 г.